Нормативные документы
Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
Школьный уровень:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тёшинская средняя общеобразовательная школа
Курс «Основы православной культуры»
Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- системы связей, между другими учебными предметами.
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31-34. Итоговый урок
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата (месяц, четверть) |
Часы |
1 четверть |
|
7 |
|
2 четверть |
9 |
|
|
|
|
10 |
|
3 четверть |
|
|
4 четверть |
8 |
|
Итого: 34 часа.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час всего 34 часа.
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов по теме |
дата |
Примечание |
1-я четверть |
1. |
Россия – наша Родина. |
1 |
|
|
2. |
Культура и религия. |
1 |
|
|
3. |
Человек и Бог в православии. |
1 |
|
|
4. |
Православная молитва. |
1 |
|
|
5. |
Библия и Евангелия. |
1 |
|
|
6. |
Проповедь Христа. |
1 |
|
|
7. |
Христос и Его Крест. |
1 |
|
|
2-я четверть |
8. |
Пасха. |
1 |
|
|
9. |
Православное учение о человеке. |
1 |
|
|
10. |
Совесть и раскаяние. |
1 |
|
|
11. |
Заповеди. |
1 |
|
|
12. |
Милосердие и сострадание. |
1 |
|
|
13. |
Золотое правило этики. |
1 |
|
|
14. |
Храм. |
1 |
|
|
15. |
Икона. |
1 |
|
|
16. |
Творческие работы учащихся. Подведение итогов. |
1 |
|
|
3-я четверть |
17 |
Православие в России. |
1 |
|
|
18 |
Подвиг |
1 |
|
|
19 |
Заповеди блаженств |
1 |
|
|
20 |
Зачем творить добро? |
1 |
|
|
21 |
Чудо в жизни христианина. |
1 |
|
|
22 |
Христианские представления о Божием суде |
1 |
|
|
23 |
Православна Литургия. |
1 |
|
|
24 |
Монастырь. |
1 |
|
|
25 |
Христианское отношение к природе |
1 |
|
|
4-я четверть |
26 |
Христианская семья |
1 |
|
|
27 |
Защита Отечества |
1 |
|
|
28 |
Христианин в труде |
1 |
|
|
29 |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
|
|
30-32 |
Подготовка творческих проектов |
3 |
|
|
33-34 |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» |
2 |
|
|
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:
1. «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы.М.: Просвещение 2012
2. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошникова. 4-5 классы. М.: Просвещение 2012.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Презентации к урокам курса